Интервью с наставником
Вопрос. Все люди, которые встречаются у нас на жизненном пути, чему-то нас учат. Я считаю, что, если ты проносишь имя своего учителя и помнишь всю жизнь, значит он был значимой вехой в твоей жизни. Кого вы помните из своего раннего детства?
Из воспоминаний. Родилась я в большом селе с загадочным названием Ворожба на Сумщине. Естественно, моими первыми наставниками были мама и папа. Они много работали и уже этим подавали нам пример ответственного отношения к своим поступкам. Самыми яркими впечатлениями были поездки в детский сад в самой настоящей карете. Да-да, в карете. Это была деревянная будка с разрисованными сказочными героями стенами. Впереди была запряжена смирная лошадка, и ею управлял дед Хвылон, сам похожий на сказочного персонажа. Он каждый раз важно вставал со своего места, чтобы помочь «принцессе» подняться в карету и занять своё место или подавал руку, чтобы можно было спуститься на землю. Сам дед был необразованным, а мальчиков учил обходительности.
А ещё помню папины сказки, которые он рассказывал нам длинными зимними вечерами. И поездки на хутор к деду Игнату. Чаще всего они происходили зимой. Папа брал в колхозной бригаде лошадь и сани, накладывали на них много сена. Нас с сестрой заворачивали в большие тёплые тулупы и укладывали в сани спиной к лошади. Мы смотрели, как бегут берёзки и засыпали.
Таких тёплых незабываемых эпизодов было много, а, значит, детство моё было счастливым.
Вопрос. Потом была школа с 1968 по 1976 годы. Кого вы считаете своим наставником там?
Из воспоминаний. Училась я в Ворожбянской восьмилетней школе №3. Моей первой учительницей была Ганжа Паша Тарасовна. Простая сельская женщина, строгая, но справедливая. Уроки были спокойные, рабочие, ёмкие. А перемены весёлые.
В 5 классе классным руководителем стала учитель русского языка и литературы стала Пашнева Марфа Павловна. Она учила нас декламировать выразительно стихотворения и писать сочинения, задавала разные каверзные вопросы по тексту произведения и давала советы, что нужно читать.
С особой теплотой я вспоминаю учителя математики и физики Токарь Екатерину Фёдоровну. Все самые сложные темы она умела так объяснять, что мы никогда не боялись этих предметов. Я была влюблена в математику и физику, ездила на олимпиады.
А учитель физкультуры Слободянюк Виктор Григорьевич научил нас играть в шахматы, волейбол, бегать на лыжах. Кстати, лыж в школе было много и всем желающим их выдавали на выходные или каникулы.
А директор школы Гриценко Борис Павлович был прекрасным оратором. Он всегда так пламенно выступал на школьных линейках, рассказывал об успехах и ругал разгильдяев ( это было его самое страшное ругательство).
Вопрос. Стать учителем вы когда решили?
Из воспоминаний. Это случилось, как само собой разумеющее событие. Я всегда помогала одноклассникам, организовывала школьные вечера, всегда была активна. Мне казалось с детства, что это моё призвание.
Вопрос. Вы хотели стать учителем начальных классов, ведь следующий этап - это Лебединское педагогическое училище имени А.С.Макаренко?
Из воспоминаний. После окончания 8 классов стал вопрос, куда идти дальше учиться. На семейном совете решили, что надо идти в педучилище. Там был сильный педагогический состав и давали прочные знания. В училище я обучалась с 1976 по 1980 гг. Многие педагоги были яркими личностями. Но особо хочу выделить некоторых. Панченко Нина Семёновна, учитель истории. Её боялись все. Она была очень требовательна. А нашу группу она выделяла, гоняла нас. Но на экзамене в конце второго курса группа получила 22 «пятёрки» из 30. Такого никому не удавалось! А когда после летних каникул мы пришли на 3 курс, оказалось, что Нина Семёновна отдала нас молоденькой выпускнице университета Людмиле Михайловне Кирдищевой. Вот ей и удалось показать нам историю, как науку с её логикой и законами. И что-то щёлкнуло не только у меня. Ведь недаром из нашей группы человек 10 поступили на исторический факультет в Полтаве, Харькове и других городах.
Не могу не рассказать о Паливоде Ольге Григорьевне, учителе химии. Человек очень активный и весьма неординарный. Пока мы 4 года учились в училище, преодолевая трудности академконцертов по классу баяна, она закончила музыкальную школу, одолев аккордеон, и начала учиться в художественной школе, посещала какие-то курсы, занятия, выставки, секции. Она и до сих пор такая, всегда на позитиве. Неоспоримый пример положительного отношения к жизни, не смотря ни на какие трудности.
Вопрос. Почему вы выбрали именно Полтавский институт для дальнейшего обучения?
Из воспоминаний. Училище я закончила с красным дипломом. А это давало право поступления в высшее учебное заведение без обязательной работы по направлению. Полтаву мы выбрали потому, что это красивый старинный город. Там носился особый дух истории: на каждом шагу памятники, посвященные событиям Полтавской битвы 1709 г.: и колонна с орлом в центре города, и памятник со львом, и домик коменданта крепости, и музей Полтавской битвы, и необыкновенной красоты краеведческий музей.
В Полтавском государственном педагогическом институте имени В.Г.Короленко я училась с 1980 по 1984 годы. Институт был богат педагогическими традициями. Там обучались А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинский. Там же, на Полтавщине А.С.Макаренко создал свою первую школу-коммуну. Мы там бывали на семинарах. Ездили мы и в знаменитую Павлышскую среднюю школу, где трудился В.А.Сухомлинский. В этой школе, как в намоленной церкви, особая аура, теплота и уют.
Ректором института в то время был знаменитый Зязюн Иван Андреевич, про котором всё время внедрялись какие-то новые методики, эксперименты, предметы.
Самым ярким и светлым воспоминанием для меня была наш первый куратор Майборода Раиса Витальевна, очень беспокойный, интересный, ответственный и добрый человек. С ней мы ходили в походы, ездили на экскурсии, посещали театры и кинотеатры, устраивали дискуссии, вечера поэзии и многое другое. А потом её забрали в аспирантуру. Были и другие кураторы, но я их не помню.
Вопрос. Когда и где вы приступили к трудовой деятельности?
Из воспоминаний. С 1984 по 1987 годы после окончания институту я попала по распределению в Васильевскую среднюю школу Полтавского района. Здесь моим непосредственным наставником был Колесник Алексей Данилович. Тактично, ненавязчиво он посещал мои уроки, вместе мы готовились к открытым урокам. И, казалось, он меня не учил, а просто вместе со мной преодолевал первые шаги моей педагогической деятельности. Я чувствовала поддержку со стороны директор школы Чепиги Владимира Григорьевича и завуча Демиденко Татьяны Викторовны. Это была одна большая дружная семья, где царили взаимопонимание и взаимоподдержка.
Итогом такого сотрудничества стал открытый урок и семинар на базе школы, где участники мероприятия нам стоя аплодировали и благодарили.
Потом была Авдеевская средняя школа №6, где я училась просто выживать.
С 1992по 1995гг. работала в Ясиноватской санаторной школе-интернат библиотекарем, а потом педагогом-организатором.
А с 1 сентября 1995г. и по сей день я работаю в МБОУ «Школа №4 города Ясиноватая». Здесь я опять как будто попала в семью, где училась постигать педагогику, советуясь с Соловьёвой Надеждой Ефимовной, Рудик Нэллей Николаевной, Третьяк Александрой Васильевной, Москаленко Натальей Степановной.
Все эти педагоги внесли большой вклад в моё становление, как учителя. И я им бесконечно благодарна.
В качестве вывода. Да, люди на нашем жизненном пути встречаются не напрасно, все они нас чему-то учат, помогают, поддерживают, предостерегают. Мы живём среди людей , работаем с людьми и служим людям.
Ковалева Римм Фуад,
учитель английского языка
МБОУ «Школа №4 города Ясиноватая»