ГБОУ "Школа №4 Ясиноватского М.О."
ДНР, г. Ясиноватая
  • Специальная оценка условий труда

    Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Такая формулировка содержится в статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

    По результатам исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов условия на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми и соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

    С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”». Данные законодательные акты упростили аттестационные проверки рабочих мест и узаконили новый вид проведения оценивания среды деятельности педработников – специальную оценку условий труда в образовательных организациях. 

    Специальная оценка условий труда: содержание понятий

    В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является утвержденным комплексом стандартных мероприятий, направленных на идентификацию вредных (опасных) производственных факторов, определение уровня их воздействия на состояние здоровья и работоспособность педработников, назначение мер (использования средств коллективной и индивидуальной защиты), позволяющих снизить факторы риска. Госэкспертиза условий труда проводится с учетом стандартных значений показателей, указанных в нормативных актах. Проведение данного вида проверки применяется для образовательных учреждений любой формы управления и типа финансирования. Но в ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ содержится перечень категорий работников, применение к которым данных норм считается нецелесообразным. Итак, исключение составляют: надомные работники; сотрудники, работающие на дистанционной основе; педработники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Вредный производственный фактор – перечень показателей, выявленных в ходе проверки рабочего места, совокупность которых может привести к развитию заболеваний у педработника. Опасный производственный фактор – совокупность показателей, несущих для сотрудника ОО высокий риск производственного травматизма. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона № 426-ФЗ новый регламент тестирования условий труда проводится согласно рекомендациям, полученным членами экспертной комиссии от представителей федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время в качестве руководства актуальна  Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (далее – Приказ № 33н).

    Этапы проведения специальной оценки условий труда

    Оценивание рабочей среды в образовательных организациях проводится поэтапно, в соответствии с общепринятым регламентом.

    Этап 1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда в школе Порядок формирования экспертной комиссии, ответственной за тестирование рабочей среды педработников, закрепляет ст. 9 Закона № 426-ФЗ. В документе указано, что состав комиссии утверждает руководитель ОО путем подписания соответствующего приказа. В состав комиссии следует обязательно включить представителя работодателя (в нашем случае – одного из школьных администраторов), специалиста по охране труда, представителя профсоюзной организации школы. При этом общее число экспертов в составе комиссии должно быть нечетным, а взять на себя роль ответственного эксперта и главы комиссии должен либо руководитель ОО, либо его заместитель. 

    Этап 2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда в школе Составление графика проведения оценивания рабочей среды сотрудников ОО допускается в произвольной форме, но этот документ должен быть обязательно утвержден руководством школы. В нем необходимо указать этапы и сроки мероприятия. Членам экспертной комиссии график передается для ознакомления под роспись.

    Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке Проведение проверки производственной среды в образовательной организации проводится в соответствии с утвержденным перечнем рабочих мест, в том числе и аналогичных. Специальных рекомендаций по составлению данного перечня нет, поэтому при его формировании следует ориентироваться на требования составления списка мест, который входит в состав обязательных отчетных документов, составляемых комиссией по результатам экспертной работы.

    Этап 4. Специальная оценка условий труда в школе: заключение гражданско-правового договора Право проведения оценивания состояния рабочих мест в образовательной организации лежит в компетенции представителей специализированных организаций, с которыми руководить школы обязан заключить гражданско-правовой договор. Правильно определить организацию, уполномоченную осуществлять данный тип проверок, поможет список требований, представленный в ст. 19 Закона № 426-ФЗ.  Руководитель ООО имеет право заключать гражданско-правовой договор с организацией, если: в уставных документах учреждения проведение специальных оценок рабочих мест указано в качестве основного вида деятельности; в штате организации работают как минимум пять сертифицированных экспертов, имеющих разрешительные документы на осуществление данного вида проверочной деятельности; в штате организации работает хотя бы один сотрудник с высшим образованием, прошедший подготовку по одной из перечисленных специальностей: гигиенист общего профиля или врач по гигиене труда, специалист в области лабораторной диагностики; наличие в структуре организации испытательного центра или лаборатории, аккредитованной государственными проверяющими органами, где проводится оценивание вредных или опасных производственных факторов. Согласно ч. 2 ст. 22 Закона № 426-ФЗ специальная проверка производственной среды не может проводиться: представителями органов государственной власти, ответственными за осуществление государственного контроля в данной области; должностными лицами, несущими ответственность за организацию и проведение данного вида проверки в школах и иных учреждениях; родственниками учредителей и руководителей ОО, в которых проводится специальное оценивание условий труда; представителями организаций–учредителей школы, в которой проводится оценивание рабочих мест.

    Этап 5. Выявление вредных и опасных факторов на рабочих местах Осуществление специального оценивания производственной среды во многом напоминает проведение аттестации рабочих места, но есть важные отличия. Специальное оценивание подразумевает обязательное выявление вредных и опасных производственных факторов, которое, согласно со ст. 10 Закона № 426-ФЗ, проводится путем сопоставления полученных данных о производственной среде с показателями, представленными в сигнальных информационных листах. Последние утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В силу ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов не подлежат: рабочие места педработников, специальности которых включены в списки соответствующих профессий, предусматривающих досрочное назначение трудовых пенсионных выплат; рабочие места, выполнение профессиональных обязанностей на которых предусматривает обязательное предоставление  гарантий и компенсаций в соответствии с действующими законодательными нормами; рабочие места, выполнение профессиональной деятельности на которых связано с воздействием вредных или опасных факторов, выявленных при проведении предыдущей проверки. Выявление факторов производственной среды, несущих потенциальную угрозу благополучию и здоровью работникам ОО, проводится членами экспертной комиссии с фиксированием выявленных результатов в протоколе. Предоставление документации, содержащей информацию о рабочей среде на местах, входит в список обязанностей руководителя образовательной организации.

    Этап 6. Специальная оценка условий труда в школе: оформление декларации В случае, если члены экспертной комиссии не выявили на рабочих местах вредных или опасных факторов, производственная обстановка объявляется допустимой, а дополнительные исследования и измерения не проводятся, что подтверждает ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. По результатам заключений проверяющих руководитель ОО подает в ближайшую инспекцию Роструда данные о состоянии проверенных и аналогичных проверенным рабочих мест в форме и порядке, утвержденных приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Допускается личная подача декларации, посредством почтового отправления с уведомлением или через электронную форму официального сайта государственного органа. Подачу декларации следует выполнить в течение 30 календарных дней со дня утверждения  заключительного отчета комиссии. В случае нарушения срока или регламента подачи документа руководителю ОО грозит наложение административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, а именно наложение штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление профессиональной деятельности на 90 суток (для юридических лиц). В случае повторного эпизода несвоевременной подачи декларации или предоставления документов с нарушением регламента на юридическое лицо вместо стандартного административного правонарушения может быть наложена дисквалификация продолжительностью от одного до трех лет. Декларация, содержащая сведения о соответствии рабочей среды сотрудников ОО нормативным требованиям в сфере охраны труда, считается действительной в течение пяти лет. По истечению данного срока срок ее давности может быть продолжен при отсутствии обстоятельств, перечисленных в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

    Этап 7. Измерение вредных и опасных производственных факторов В случае идентификации вредных или опасных факторов в рабочей среде члены экспертной комиссии обязаны провести измерения данных, указанных в ст. 12 Закона № 426-ФЗ в соответствии с установленным порядком, при необходимости — пригласить для осуществления этой работы сотрудников специализированной лаборатории. Предварительное составление перечня необходимых факторов измерения члены комиссии должны производить с учетом: требования охраны труда; характеристик технологического процесса, применяемых материалов и сырья; результатов ранее проводившихся испытаний и замеров вредных и опасных производственных факторов; предложения работников. Все внесенные в указанный перечень факторы должны быть исследованы (испытаны) и измерены. Делать это должны специалисты испытательной лаборатории (центра), эксперты или иные работники организации, проводящей оценивание рабочей среды. Результаты исследований (испытаний) и измерений каждого из проверенных вредных и (или) опасных производственных факторов заносятся в протокол. По итогам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных производственных факторов экспертом комиссии, осуществляется отнесение отдельных показателей трудовой среды  на рабочих местах по степени вредности или опасности к соответствующим классам (подклассам). В силу ст. 14 Закона № 426-ФЗ условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (см. таблицу).  Классификация условий труда Выявленный класс производственной среды влияет на сумму страхового тарифа, которую руководитель ОО обязан вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных или опасных видах производства, а также предоставляемых гарантий и компенсаций (дополнительный ежегодный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер зарплаты).

    Этап 8. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ организация, проводившая оценивание рабочей среды, по результатам своей работы составляет отчет. В него должны войти: сведения об организации, проводящей оценивание рабочей среды, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным ст. 19 Закона № 426-ФЗ требованиям; перечень рабочих мест, на которых проводилась экспертная проверка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах; специальные карты, содержащие сведения об установленном экспертом классе (подклассе) трудовых факторов на конкретных рабочих местах; протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов; протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты; заключительный протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в ч. 9 ст. 12 Закона № 426-ФЗ (при наличии такого решения); сводная ведомость специального оценивания показателей рабочей среды; перечень мероприятий по улучшению показателей рабочей среды, перечисленных экспертами; заключения главного эксперта. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ финальный отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем. Член комиссии, который не согласен с результатами оценивания производственной среды, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету. Результаты проверки (в т. ч. дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР) применяются с даты утверждения отчета о ее проведении. Об этом говорится в письме Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579.

    Этап 9. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения оценивания факторов рабочей среды под роспись. Сделать это нужно в течение 30 календарных дней со дня утверждения финального отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, его нахождения в отпуске или командировке.

    Этап 10. Размещение на официальном сайте информации о результатах проведения специальной оценки условий труда В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ работодатель должен с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне организовать размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сводных данных о результатах проведения проверки: установления классов (подклассов) производственной среды на рабочих местах; перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. Сделать это также нужно в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения финального экспертного отчета.

    Этап 11. Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда Сведения о результатах специальной оценки условий труда работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4 ФСС*, включая проверку ФСС образовательных организаций. Такое требование установлено подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

    Нормативные документы

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”»

    Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

    Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»  

    *Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма – 4 ФСС) утверждена приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н (с учетом изменений, внесен- ных приказом Минтруда России от 11.02.2014 № 94н)

    Классы условий труда установленные на рабочих местах

    Политика в отношении обработки персональных данных

    Основной задачей обработки персональных данных обучающихся является обеспечение наиболее полного исполнения образовательным учреждением своих обязанностей, обязательств и компетенций, определенных  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

    Цели обработки персональных данных:

    •  обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов;
    •  учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательном учреждении;
    •  соблюдение порядка и правил приема в образовательное учреждение;
    •  индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение архивов данных об этих результатах на бумажных носителях и/или электронных носителях;
    •  учет реализации права обучающихся на получение образования в соответствии с государственными стандартами в форме самообразования, экстерната, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам;
    •  учет обучающихся, нуждающихся в социальной поддержке и защите;
    •  учет обучающихся, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, обеспечивающего их социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, содействие  в обучении, трудоустройстве;
    •  использование в уставной деятельности с применением средств автоматизации или без таких средств, включая хранение этих данных в архивах и размещение в информационно-телекоммуникационных сетях с целью предоставления доступа к ним;
    •  заполнение базы данных автоматизированной информационной системы управления качеством образования в целях повышения эффективности управления образовательными процессами, проведения мониторинговых исследований в сфере образования, формирования статистических и аналитических отчетов по вопросам качества образования;
    •  обеспечение личной безопасности обучающихся;
    •  планирование, организация, регулирование и контроль деятельности образовательного учреждения в целях осуществления государственной политики в области образования.Для соблюдения требований  Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"  школа должна получить от родителей каждого ученика согласие на обработку персональных данных. Без такого согласия мы не сможем вести учет Ваших детей в привычном режиме.
    • Мы гарантируем, что данные Ваших детей будут использоваться только для организации образовательного процесса. По факту обработки и использования персональных данных Ваших детей ничего не изменится по сравнению с сегодняшний ситуацией.

      Мы прекрасно понимаем, что определение «общедоступности» вызывает у Вас оправданную настороженность. Со своей стороны, обращаем Ваше внимание на многолетний опыт взаимодействия: все это время мы фактически работали в режиме, который теперь назван общедоступным. Мы используем современные общеизвестные средства защиты от несанкционированного доступа и за все годы ни одной жалобы на утечку информации не поступало. Гарантируем и в дальнейшем бережно относиться к Вашим персональным данным.

      В отношении тех, кто не даст согласие на обработку данных, должна быть выполнена норма 152-ФЗ по блокированию обработки данных:

      Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, а также по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных.

      П.5. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между оператором и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных.

      В этом случае персональные данные ребенка исключаются из всех информационных систем школы и отсутствуют во всех учетных документах, заполняемых с начала 2011 года. Ребенок принимает участие только в тех мероприятиях, которые не сопровождаются составлением списка участников.

      Разрешение будет храниться в школе, его содержание недоступно другим операторам, поэтому распространяться оно будет только на школу. Любой другой оператор персональных данных должен будет независимо получать от Вас разрешение на обработку Ваших персональных данных.

      Принимая решение, не забывайте, что в любой момент на основании того же закона Вы можете изменить свое решение.

    • В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»,  в целях защиты персональных данных, обрабатываемых в МБОУ г. Горловки "Школа - интернат ДО", родителям (законным представителям) обучающихся необходимо заполнить листы согласия на обработку персональных данных.

    • Информация о ребенке и его законных представителях в образовательном учреждении используется в образовательном и воспитательном  процессе.

      Данные об обучающихся используются и предаются:

      в медицинские учреждения (в поликлинику при прохождении медосмотра);

       в санитарно-эпидемиологическую службу (при возникновении нештатных ситуаций);

       охранные службы в экстренных ситуациях (пожар);

       в военкомат (при постановке юношей на воинский учет);

       в структурные подразделения органов внутренних дел (Комиссию по делам несовершеннолетних);

       в органы управления образования (статистическая отчетность по численности и успеваемости, организация и проведение ГИА в 9 классе, при проведении конкурсов и олимпиад и др.).

      Лист согласия заполняется родителем (законным представителем) ребенка и прикрепляется к личному делу обучающегося.

      Обработка персональных данных, предусмотренных Федеральным законом, осуществляется только с согласия родителей в письменной форме.

      Письменное согласие должно включать в себя:

      1. Фамилию, имя, отчество, адрес родителя (законного представителя), номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения о дате  рождения, месте рождения.

      Без этих данных лист согласия недействителен!!!

      2. Цель обработки персональных данных.

      3. Перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных.

      4. Перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.

      Например, в соответствии с п. 38 Порядка проведения единого государственного экзамена проводится автоматизированное распределение участников ЕГЭ и организаторов по аудиториям, если нет согласия на обработку персональных данных, то обучающиеся 11 классов будут отсутствовать в списках выпускников, что приведет к невозможности участия в сдаче ЕГЭ (получения бланков, контрольно-измерительных материалов). Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах (отправка заявки на участие по сети Интернет), выставление на сайте школы информации о победителях олимпиад и конкурсов (Ф.И. обучающегося и фото) и т.д.

      5. Срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

      В случаях, когда администрация может получить необходимые персональные данные обучающегося только у третьего лица, она должна уведомить об этом одного из родителей (законного представителя) заранее и получить от него письменное согласие.

      Настоятельно просим подтвердить свое согласие на обработку всех данных.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie